Болевые точки профессионалитета в России
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов выступил на правительственном часе в Госдуме. Глава федерального ведомства обсудил с депутатами болевые точки среднего профессионального образования.
Молодые специалисты в России сегодня – дефицитный ресурс, что ограничивает возможности их вовлечения в реальную экономику? Объективная причина - низкий уровень рождаемости в 90-е годы. Кроме того, многие выпускники школ ориентировались на получение гуманитарного образования.
Так, по словам депутата Олега Морозова, из-за этого в стране не хватает инженеров, а дефицит кадров в ВПК в ближайшее время составит около 400 тысяч человек.
- Школьники идут туда, где проще поступать, не требуются глубокие знания точных наук. Образовательная система слишком медленно меняет этот перекос, - констатирует парламентарий. Другая болевая точка – слабая работа в школах по профессиональной ориентации. В этот процесс должны активнее вовлекаться работодатели. Но им интересны студенты последних курсов профессиональных учебных заведений, а не выпускники школ и первокурсники.
Еще одна проблема – низкий уровень материально-технической базы лабораторий, а также отсутствие свободных мест в общежитиях. Также многие профессии в современном мире трансформируются, образовательная система не успевает за этим процессом. Поэтому образовательные стандарты требуют постоянного обновления.
Следующая болевая точка – отставание России по уровню производства от развитых мировых экономик. Это приводит к появлению множества невостребованных специалистов, которые получив образование, не могут встроиться в меняющуюся современную экономику.
Выход есть: нужно связать подготовку кадров рабочих специальностей и модернизацию производства в соответствии с технологической повесткой на современной материально- технической базе. Треть всех молодых специалистов востребованы в сфере машиностроения, где сегодня остро необходимы специалисты широкого профиля, фрезеровщики, токари, наладки оборудования. Таких специалистов нужно обучать бесплатно, и молодежь, полагают парламентарии, в стороне не останется. Современная отечественная система среднего профессионального образования объединяет 3,5 тысячи образовательных учреждений, где получают образование 3,7 миллиона студентов. Такие данные привел на правительственном часе Сергей Кравцов.
По словам министра, сегодня престиж рабочих профессий растет. Так, рабочие профессии получает 62,5% выпускников 9 классов.
-У нас ребята приходят в колледжи со средним баллом аттестата 4, по некоторым специальностям – 4,9. Конкурс по ряду специальностей – до 9 человек на место, - рассказывает Сергей Кравцов.
Недавно Министерство просвещения РФ пересмотрело 500 образовательных стандартов, а также модернизированы перечни профессий и специальностей, благодаря чему в стране появились новые профессии с учетом потребностей современного рынка труда. Здесь можно упомянуть геотехнологию, моделирование в строительстве, безопасность на акватории.
Сегодня акцент в образовании делается на технических специальностях, доля которых пять лет назад составляла 47%, в настоящее время – 56%. За два года в систему дополнительно пришли 10 тысяч преподавателей. - На предприятиях оборонно-промышленного комплекса 90 тысяч наших студентов трудятся наравне с сотрудниками завода. В колледжах для фронта изготовлено 100 тысяч единиц экипировки, 50 тысяч окопных свечей, 20 тысяч комплектующих деталей для квадрокоптеров, – подчеркнул Сергей Кравцов.
Министр включил в список главных проблем среднего специального образования долгосрочное планирование с учетом актуальных потребностей предприятий, подчеркнул необходимость увеличения финансирования системы и сокращение платного обучения. Кроме того, требуется совершенствование механизма приема в колледжи, развитие системы целевого обучения, расширение практики наставничества на предприятиях, модернизация инфраструктуры колледжей, повышение заработной платы педагогов, наращивание инвестиций предприятий. Требуется ускоренными темпами развивать систему профессиональной ориентации, повышать престиж рабочих специальностей, возрождать систему подготовки рабочих профессий.
Ассоциация импортозамещающих предприятий столкнулась с несколькими проблемами в работе с молодыми специалистами:
- Недостаточное количество специалистов технических направлений.
- Крайне низкое качество образования. Как правило, молодые специалисты не обладают современным знаниями, уровень практического опыта на низком уровне. Отсутствуют навыки усвоения новых знаний, что вызывает крайнее беспокойство, ведь выпускники учебных заведений должны уметь осваивать знания.
Однако есть и положительная тенденция: молодые кадры уже знают, что их профессии востребованы и хорошо оплачиваемы. Вопрос престижа профессий перестал быть острым.
- Увеличить горизонт планирования государства минимум на 30 лет путем дательного и ежегодного анализа и переоценки научно-технологического развития в мире и в России. Внести соответствующие изменения при разработке программ, в том числе программ обучения. Так мы сможем прогнозировать, каких специалистов необходимо обучать, а также совершенствовать теоретическую и практическую составляющую обучения, конечно, с учетом демографических и миграционных процессов.
- Знакомить школьников с техническими специальностями. Выявлять детей с соответствующими способностями. В том числе путем обязательной реконструкции лабораторий и их оснащения. Невозможно пробудить в детях желание двигаться в том или ином направлении без практики и экспериментов.
- Пересмотреть образовательный процесс с точки зрения преподавателей и учителей. К сожалению, педагогические кадры имеют низкую квалификацию. Развитие государства – это люди. Чему могут научить те, кто сам ничего не умеет? - Ничему. Преподаватели и учителя вкладывают в детей стартовое понимание жизни. Родители же, как правило, заняты работой, а не детьми. Поэтому на подготовку учителей государство обязано обратить особое внимание. Уровень подготовки должен вырасти, как и уровень оплаты труда и престижа педагогической профессии.
- Считаем необходимым промышленным предприятиям подключиться к работе: патронировать всевозможные конкурсы юных дарований, учредить систему специальных стипендий, способствовать развитию целевого обучения. Необходимо объяснять молодому поколению, как работают те или иные предприятия, только так можно возродить в стране профессиональную ориентацию. В истории много примеров, когда меценаты формировали целые направления в отечественном образовании, например, золотопромышленник Шанявский А.Л. – создатель Народного Университета в Москве. Купец первой гильдии Вишняков А.С., а с ним Морозовы, Рябушинские, Коноваловы – создавали современную «Плехановку». Нечаевы-Мальцевы открыли ремесленное училище. Все эти люди вошли в золотой фонд российского образования, потому что внесли уникальный вклад в развитие страны, и их имена остались в истории.
А что, современные люди измельчали? Есть те, кто достоин наших знаменитых предшественников?
Мельниченко Андрей, Потанин Владимир, Лисин Владимир, Михельсон Леонид, Мордашев Алексей, Алекперов Вагит, Алишер Усманов, Прохоров Михаил, Гурьев Андрей, Ким Татьяна, Махмудов Искандер, Бокарев Андрей, Козицын Андрей… Им необязательно ждать просьбу от государства, чтобы создавать подобные проекты, и многие из них делают это по собственной инициативе.
Именно такие люди могут быть сильнейшей опорой в развитии образования в стране.