Промышленные проекты
December 6

Как проходит трансформация российского судостроения

В России на протяжении 11 лет идет процесс трансформации отечественной судостроительной промышленности.


- Этот процесс характеризуется вхождением новых организаций в состав судостроительной промышленности, в отраслевые интегрированные структуры, строительством и модернизацией верфей, - отмечают в Минпромторге РФ.

Один из ключевых судостроительных комплексов в современной России - «Звезда» на Дальнем Востоке. За четыре года комплекс передал заказчикам пять танкеров типа «Афрамакс» суммарным дедвейтом более 600 тысяч тонн.

В России продолжается обновление верфей. Принятые ключевые решения по двух судостроительным заводам, благодаря чему ожидается старт обновления верфи АО «Жатайская верфь», по которой год назад президент России Владимир Путин дал поручения представить предложения о передаче из федеральной собственности в собственность Якутии. Эта верфь будет строить флот для реки Лена.

- Правительством РФ совместно с органами исполнительной власти Якутии предпринимаются меры, направленные на завершение в 2024 году первого этапа реализации инвестиционного проекта, - информируют в Минпромторге.

В процессе модернизации Онежского завода на площадке предприятия создается цифровая верфь. Сегодня она, по данным Минпромторга, находится в «высокой степени готовности». Реализация проекта позволит в 2,5 раза нарастить объем выпуска судов.

Источник фотографии: ru.freepik.com

В Корсаковском порту Сахалина построят верфь для выпуска маломерных композитных судов. Также в столичном Нагатинском затоне в районе Южного речного вокзала строят верфь по производству электросудов.

Также работают предприятия Крыма, включая ключевые предприятия отрасли: АО «Севастопольский морской завод имени Серго Орджоникидзе», АО «СЗ «Море». Оба предприятия вошли в состав АР «ОСК». Также здесь работает АО «Судостроительный завод имени Бутомы».

Важное значение для конкурентного преимущества России в Мировом океане, включая акваторию Северного морского пути, имеет обновление и дальнейшее развитие ледокольного флота.

На «Балтийском заводе» построено три атомных ледокола проекта 22220 мощностью 60Мвт. Эти суда сейчас эксплуатируют на всем протяжении Северного морского пути. Строятся еще четыре ледокола по этому проекту. Стоит отметить, что универсальные двухосадочные атомные ледоколы, созданные по этому проекту, являются самыми большими и мощными в мире.

На судостроительном комплексе «Звезда» строится самый мощный в мире головной атомный ледокол проекта 10510 «Лидер» мощностью 120 МВт.

Обновляется транспортный флот России. Продолжается массовое строительство грузовых судов смешанного плавания для обеспечения функционирования и развития транспортных коридоров.

Что касается строительства пассажирских судов. За десять лет в России построили более 120 пассажирских и грузопассажирских судов основных проектов, включая пять круизных судов, скоростные суда на подводных крыльях и водоизмещающего типа, а также широкая линейка прогулочных судов.

Отметим, что потребность России в гражданских судах до 2035 года оценивается в 2,3 тысячи единиц.

Ассоциация импортозамещающих предприятий пришла к выводу, что Россия столкнется с необходимостью пересмотра программы по судостроению. «Оптимистичный сценарий развития», задуманный Правительством, столкнется с невозможностью его исполнения на текущих и запланированных мощностях, к этому добавится нехватка современных технологий, а главное кадровый голод. Нами запланировано создание новых предприятий для данной отрасли по иным технологиям создания судов и на более совершенных двигательных системах. Все это потребует привлечение инвестиций на сумму более чем 1 трлн рублей, при этом на длительный срок. - заявил Генеральный директор АИП Сергей Ярутин