Проект Формула БРИКС
December 11

Генеральный директор АНО «Формула-чемпионат» Александр Ананьев: «Наша главная задача - разработка болида с производством отдельных его компонентов в странах БРИКС»

Генеральный директор АНО «Формула-чемпионат», руководитель Лиги студенческого технического спорта «Формула БРИКС» и эксперт Ассоциации импортозамещающих предприятий Александр Геннадьевич Ананьев - о проведении автогоночного турнира стран БРИКС, производстве отечественных болидов и автопарке «Формулы БРИКС».


Источник изображения: Пресс-служба АИП

- Александр Геннадьевич, расскажите, что такое «Формула БРИКС», и какие задачи сегодня стоят перед Лигой студенческого технического спорта?

- «Формула БРИКС» - это ежегодный автогоночный турнир, в котором уже в 2025 году примут участие пилоты стран БРИКС. Проходить турнир будет также на автодромах стран БРИКС. К примеру, Россия обладает 11 автодромами, которые могут принимать «формульные» соревнования, а есть еще Китай, Индия, ОАЭ и другие уважаемые страны. По сути, это наша «Формула» для наших автодромов и наших спортсменов!
Главной отличительной особенностью нашего турнира является принцип построения гоночных команд на базе технических университетов дружественных нам стран.
То есть, на старт выйдут болиды, модернизированные аспирантами, молодыми преподавателями, студентами старших курсов. Разумеется, все под очень строгим контролем технических комиссаров Лиги.
Название Лига выбрано, как традиционное обозначение сообщества команд одного вида спорта и одного вида соревнований.

- В этом году Лига приняла участие в нескольких мероприятиях. На что они направлены?

- Все наши мероприятия 2024 года (выставки, презентации, тренировки) были направлены на информирование широкой общественности о скором старте соревнований, вовлечении университетов в орбиту автоспорта, предоставлении российским корпорациям завидной возможности стать партнерами и покровителями команд университетов или целиком всей Лиги. Получить в распоряжение реальный болид, окрасить его в цвета своей корпорации, дать имя команде, применить в своих pr-кампаниях и рекламе покровительство корпорации команде университета - редкая удача.

- Вы в своей деятельности привлекаете к участию в работе Лиги студентов, будущих специалистов. Какие задачи Вы перед ними ставите, и что это даст в перспективе?

- Самая первая задача - изучить имеющийся в России и КНР парк болидов, научиться их эксплуатировать и модернизировать, наладить работу команд университетов.
Вторая по сроку, но первая по значению задача - разработка собственного болида с производством отдельных его компонентов во всех странах БРИКС. По первым заявкам, разработку и адаптацию мотора готовы взять себя китайские университеты, композитного монокока - россияне, прогрессивную подвеску - индийцы, молодые специалисты из ОАЭ и Ирана возьмутся за электронику и телеметрию. На очереди - аэродинамика, топливная система и системы управления болидом.
Уже понятно, что самым первым эффектом станет импортозамещение на телеэкранах огромной аудитории стран БРИКС старой «формулы», просто потому, что за своих спортсменов и своих молодых специалистов болеть приятнее.
А в перспективе одного-двух лет мы получим прекрасную практику для тысяч молодых специалистов дружественных стран, здоровую конкуренцию между сверстниками, ажиотажный интерес к техническим специальностям.
Кстати, по нашему регламенту для награждения на подиум выходит пилот болида и инженер/механик команды, так что в недалеком будущем рядом со смелыми и ловкими пилотами мы увидим молодых «яковлевых» и «туполевых» из российских университетов.
В итоге мы получаем конвейер новых технологий и квалифицированных кадров - что крайне важно для всех стран БРИКС.
Источник изображения: Архив АНО «Формула-чемпионат»

- Коснемся международных мероприятий. Какие планы «Формулы БРИКС» на 2025 год?

- С начала 2025 года стартует подготовка технических специалистов различных ВУЗов - участников Лиги. Разумеется, это будет сопровождаться пресс-конференциями и началом съемок телепроектов о командах. Самыми первыми о съемке реалити-шоу на основе начала работы формульных команд и связанных с этим перипетиях заявило государственное телевидение Ирана.
Май-июнь - начало практических тестов техники команд на российских автодромах, знакомство пилотов с болидами. С июля - полноформатные гонки. В ноябре-декабре нас ждут автодромы ОАЭ и Китая.

- Расскажите про автопарк «Формулы БРИКС», как он развивается, есть ли проблемы технического плана и пути их решения?

- Сейчас в распоряжении нашего проекта на территориях России и Китая сосредоточено около 25 болидов с мощностью двигателя 200 лс.
Весь автоспорт - это решение постоянно возникающих новых вводных, адаптации к быстро меняющимся условиям техники, погоды, условий автодрома и т.д. Выигрывает самая динамичная команда.
По сути, гонки начинаются задолго до старта трудом и гением автогоночных конструкторов и технологов, закладывающих технические основы болида, после них эстафету принимают инженеры и механики, непосредственно и ежедневно (а перед гонками - и круглосуточно) готовящими болид к старту. Пилот своим высочайшим мастерством и запредельной концентрацией внимания реализовывает в гонке потенциал болида и дает информацию конструкторам/технологам/инженерам, благодаря которой команда делает следующий технический рывок.